История свадебного обряда в истории древнего мира
Слово «свадьба» имеет древнеанглийские корни и произошло от синонимов «залог, поручительство, обет». Ведь обе стороны приносят клятву соблюдать определённые правила, призванные сделать совместную жизнь яркой, счастливой, долгой. Событие это по праву считается вторым по важности после самого факта рождения. Когда-то, в незапамятные времена, Адам создал из ребра единственную свою женщину — Еву. Только с ней он стал совершенным и мог наслаждаться всеми радостями бытия. С тех пор так и пошло: мужчины по всему белому свету ищут его, это ребро, то бишь свою половинку, чтобы воссоединиться с ней и прожить век дружно и счастливо.
В самом начале прошлого века французские археологи в Сузах, столице древнего Элама, обнаружили интереснейшую находку. Это был чёрный столб из базальта с текстом древнейших законов. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились.
Составлены эти законы были ещё в эпоху Хам-мурапи (кон. XX — нач. XVI вв. до н.э.). Ещё с того времени были распространены две формы брака— «по обычаю» и «по покупке невесты». Последний вариант был значительно более распространённым. Денег в те времена, понятно, ещё не чеканили, а своеобразной валютой считалась скотина. Одна невеста стоила от одной до двадцати овец или коров — в зависимости от её внешних данных и благосостояния семьи.
Выкуп невесты, например, в Древнем Риме, в уже более позднее время сохранился и имел частую символический смысл и вид. Древний римлянин во время обручения должен был иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала монету.
Но вернёмся к законам Хаммурапи. Параграф 128 гласит: «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина — не жена». Писец у городских ворот писал тексты брачных контрактов клинописью на глиняных табличках, которые затем обжигались и хранились на случай возможных в будущем конфликтов.
По мере развития цивилизации положение женщины у многих народов улучшалось. Она подчас чувствовала себя таким же членом общества, как и мужчина, и вправе была требовать определённых гарантий при вступлении в брак.
Уже в период нашей эры, в 135 году, был составлен документ, найденный археологами в пещере у Мёртвого моря: «...Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар (т. е. приданое) в размере 200 динаров...» Ниже стоят подписи свидетелей.
А что же с приданым? Древнейшие договоры? о нём относятся еще к XVII в. до н. э. Установленный порядок женитьбы с приданым мало отличался от того, что существовал при покупке невесты.
Браки с приданым существовали и в Афинах и в Египте.
Продолжая экскурс в историю свадебных традиций, нельзя не остановиться на таком интересном вопросе, как возраст невесты. Если девочке исполнилось двенадцать с половиной лет, она считалась уже перезрелой. Отдавать дочь замуж следовало в то время, когда родители держат руку на её затылке и пока она ещё не созрела, как полная луна, то есть до наступления половой зрелости. Одним словом — чем раньше, тем лучше! Много детских браков известно в египетских царских династиях. Тутанхамону исполнилось примерно девять лет, когда он женился на Анхе-сенамон, а его невесте — одиннадцать. Еще и сейчас в Индии девочек обручают в младенчестве.
Обряд «умыкания невесты» и подлинное ее похищение тоже имеют глубокие исторические корни. Даже боги предпочитали свадьбу с умыканием. Зевс, отец богов, принимал облик различных животных, охотился за женщинами — жертвами своей любви. Гомеровская «Илиада» начинается с похищения женщины: Парис умыкает Елену. Основание Рима связано с «похищением сабинянок».
В Спарте, откуда гости-троянцы похитили из дворца жену царя Менелая, вызвав тем самым Десятилетнюю войну, умыкание невест для бракосочетания официально поощрялось. Жених-спартанец должен был похитить невесту, даже если предмет его любви был и без того согласен на брак. Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях многих народов, включая обычай переносить невесту через порог, чтобы обмануть подстерегающих ее демонов.
Многочисленные обряды, связанные с ухаживаниями и супружеством, всегда были красивы и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности ритуалам. Они вырабатывались столетиями и имели целью сделать союз прочным и счастливым.
Старинные свадебные обряды славян
Отталкиваясь от исторических документов и народного фольклора можно смело утверждать, что до нас существовали различные способы заключения брака. «Повесть временных лет», датируемая началом IIX века рассказывает об «умыкании» невесты. Более широкое распространение имел самовольный уход девушки к любимому или инсценировка ее похищения по предварительному взаимному согласию. Эти способы в разных источниках имели различные названия: «тихоматная» свадьба, «самоходка», «увод», «выкрад». Все они в основе своей содержали добровольное согласие невесты на брак. Самым же распространенным способом заключения брака считался «сговор», проще говоря «сватовство». Некоторые традиции «купли-продажи», символического выкупа невесты сохранились в свадебных обрядах до сегодняшнего дня. Например, выкуп невесты у брата или свидетелей или символическая продажа ее косы. Различные публичные подтверждения намерения вступить в брак, скажем, рукобитие при свидетелях оглашение помолвки, и последующая свадебная церемония были фактом общественного признания брака.
Есть немало исторических источников, которые подтверждают наличие многоженства, у древних славян. Многомужество тоже практиковалось, но гораздо реже. Встречались и различные формы так называемого пробного брака, когда невеста переезжала в дом жениха, а свадьбу играли только после рождения ребенка. Если брак оказывался неудачным, женщина возвращалась к родителям, получив материальную компенсацию. Вступление в брак было обязательным действием для социальной личности. Одинокие люди подвергались насмешкам и неприязненному отношению. Исключение делалось только для давших обет безбрачия.
В славянской традиции существовало жесткое соблюдение очередности брака. Особенно это касалось женской линии. Из народных сказок и фольклора известно, что младшая дочь не могла выйти замуж раньше старшей. Очень большой редкостью была свадьба со вдовцом (вдовой). Считалось, что овдовевшие люди соединятся в загробной жизни со своим первым избранником. Поэтому, вдовцы и вдовы часто заключали браки между собой. Кроме брака, подразумевавшего переход невесты в дом жениха, случались и браки, когда молодой становился «примаком» в доме родителей невесты. Зачастую такой зять подвергался постоянным насмешкам, его называли «подживотником», «привальнем», даже «молодухой». Будущая жена даже иногда сама сватала такого жениха.
Супружеская неверность осуждалась и каралась во все времена. Мужчину и женщину, уличенных в порочных связях, переодевали в одежду друг друга и водили по улицам на потеху и посмеяние толпы. Для развода требовалось публично разорвать над проточной водой или на перекрестке дорог рушник, одежду или пояс.
Кольцо, замкнутая окружность, и сегодня считается символом брачных уз. В старину молодую пару обводили вокруг дерева или дома. В церкви венчающихся водят вокруг аналоя. Все круглые предметы, использующиеся в свадебных обрядах, давно служат олицетворением соединения двух душ и тел. Венок невесты, свадебный каравай, круглый торт – все это отголоски древних традиций наших предков. Покрывание головы и изменение прически невесты тоже служило символом ее вступления в статус замужней женщины. Все старинные свадебные термины, так или иначе, связаны с кольцом, кругом. Например, «завивало» (головной убор замужней женщины), «верч» (вид свадебного хлеба). «крутить», «повивать» (менять невесте прическу и девичий головной убор на женский), «окрута», «окручаться» (выходить замуж, жениться) и «крученка» (любовная связь). Мы до сих пор говорим «крутить роман», «она его окрутила», даже не задумываясь, что корни этих выражений лежат в старинных свадебных обрядах славян.
Свадьба, даже самая современная и самая городская, оплетена, окутана и пронизана традициями. Свадьба сама по себе - это уже традиция, в свою очередь состоящая из десятков, если не сотен других, помельче традиций, правил, обрядов, примет.
Современная свадьба многое позаимствовала из свадебного обряда славян. Некоторые традиции не прошли испытания временем, другие стали практичнее, наконец, третьи естественным образом вписались в контекст сегодняшнего дня.
Народная свадьба (драма) разыгрывалась по определенному сценарию. Ее участникам давались свадебные чины. Жених и невеста уподоблялись князю и княгине. Близкая родня и почетные гости именовались большими боярами, дальняя родня и гости попроще - меньшими. Обязательными персонажами были: дружка - женатый мужчина, хорошо знавший обычаи, балагур и весельчак; сват и сваха, выполнявшие обрядовые обязанности вместе с дружкой; подженишники и подневестники. Слуги играли роли фонарщиков, свечников, каравайщиков, конюшенного. Нередко приглашались вытница и колдун. Символическим смыслом свадьбы был переход девушки из рода отца в род мужа, то есть под покровительство духов мужнего рода, поэтому, чтобы новая семья была здоровой, плодородной, счастливой, обязательным считалось совершение охранительных обрядов.
Утром в день свадьбы невесту наряжали и причесывали, она прощалась с родителями и подругами. В это время в доме жениха готовились к выкупу невесты. Свадебный поезд - богато украшенные тройки - по пути к дому невесты ожидали препятствия: например, перекрывали дорогу и за право проезда брали деньги. Переговоры с представителями невесты ведет дружка. Он же обычно выкупал косу невесты и место рядом с ней. Для этого дружка должен был отгадать загадки и одарить подружек молодой деньгами, сладостями, лентами. Затем жених занимал за праздничным столом место рядом с невестой, на возвышении, а вокруг рассаживались в соответствии с чинами родственники и гости. Начинался пир.
Венчание имело официальную силу и разделяло свадьбу на две части: в доме невесты и в доме жениха. Сейчас праздник тоже начинается в доме невесты, а после того, как молодые расписываются в загсе, они едут к родителям жениха. Но в былые времена и в том и в другом доме собирались целые пиры, теперь же все ограничено фуршетами. Празднество переместилось в столовые, кафе, рестораны. Повенчаться молодые могут в тот же день, а могут и много позднее, а если не захотят - то и вовсе не венчаются.
Перед отъездом к венцу молодых хлебом и образами благословляли родители невесты, которая должна рыдать и причитать. Невеста ехала с двумя свахами на санях или телеге, жених же скакал верхом на коне и должен был приехать к церкви раньше ее. Свадебный поезд сопровождали певуны и плясуны, а дружка заботился обо всех предосторожностях, охраняя от сглаза, читая молитвы и заговоры. Заметим, что лицо невесты было скрыто за покрывалом вплоть до венчания. После пышного обряда молодых поздравляли, обсыпали коноплей и льном в знак будущего благосостояния. Затем новобрачные отправлялись в дом жениха. На пороге их торжественно встречали хлебом-солью его родители.
Гости рассаживались за праздничным столом. Начинался пир, но только не для жениха и невесты: молодая должна была плакать, выражая тоску разлуки с родителями, обоим нельзя было кушать. Невеста подносила подарки новой родне, а гости одаривали молодых. При этом постоянно требовали целоваться под предлогом того, что кушанье или напитки горьки. Во время застолья происходило "окручивание" невесты: свахи, скрыв ее от гостей куском тафты, расплетали девичью косу, расчесывали волосы гребнем, смоченным в меде с вином, укладывали их в виде кос или жгутов и надевали женский головной убор.
После пира новобрачные провожались в "спальню", роль которой исполняли сеновал, хлев или баня: считалось, что им нельзя провести первую ночь "под землей", то есть почти в могиле, а многие дома имели земляной потолок. С пира они уносили с собой курицу, завернутую в скатерть. Это была единственная для них еда за весь день. Выказывая свою покорность, жена снимала с мужа сапоги, в один из которых он клал деньги в знак того, что будет ее прилично содержать. Наутро молодых "вскрывали". Рубашка жены или простыня свидетельствовали, была ли невеста честной до свадьбы.
На второй день наконец-то разрезали свадебный каравай, испеченный в доме невесты накануне свадьбы, и угощали им гостей. Кроме того, молодые должны были показать свои хозяйственные навыки: отделять деньги от сора, колоть дрова. Также, свои кулинарные способности нередко показывала и сама молодая жена.
В объяснении традиций нет единства и однозначности. Свадьба как большая традиция нам чаще всего нравится: повеселимся, выпьем, деликатесов поедим. Но есть "меньшие" традиции. Это, с одной стороны, хорошо: не надо ломать голову над тем, как эту самую свадьбу устраивать и играть. А вот с другой!.. С какой стати первую брачную ночь надо проводить черти где, да еще и что-то кому-то доказывать? Почему молодожены в загсе обязаны выслушивать ту же самую речь, которую уже раз пятнадцать слышали, гуляя на свадьбах своих друзей?
С чего это невеста будет показывать свои навыки по подметанию пола посредством веника с бантиком и совка если она давно обзавелась отличным моющим пылесосом? И с какого перепугу наш любимец весельчак и балагур дядя Петя, поднимая первый тост за молодых, должен обязательно давиться шампанским, если он принципиально ничего, что слабее 40 градусов, не пьет?
Итак, не все свадебные традиции нам нравятся.
Походя к своим местам за свадебным столом, молодые часто смущенно останавливаются. Проблема такова: с какой стороны от жениха должна сесть невеста? Здесь всего два варианта ответа: либо справа, либо слева.
Вы, наверное, удивитесь, но есть достаточно аргументов в пользу обоих вариантов. Например: справа, потому что на левом боку у мужчин во все времена висело оружие. Слева - чтоб жених "налево" не смотрел. В самом деле, посмотрит жених "налево", а там - невеста. Инцидент, как говорится, исчерпан.
Все утверждения просто неоднозначны. Мы говорили, что с правой стороны у мужчин висело оружие. Да, так оно и было. Но посмотрим, где сейчас оно у современных российских офицеров?
И сами традиции, и их толкование попросту устаревают. Еще есть города, где подарки молодым дарят, немного посидев за столом и приняв - может, за молодых, а может, для храбрости - пару стопок. А есть города, где гости поздравляют и одаривают молодоженов сразу же по их приезду на место проведения торжества. Так что традиции локальны. Даже в соседних деревнях свадьбы иногда гуляют совершенно по-разному.
Свадебные традиции, дошедшие до нас из глубокой и не очень старины частью устарели, частью - противоречивы. Частью - невыполнимы, да к тому же они нам могут просто не нравятся.
Поэтому не криминально использовать в сценарии свадьбы лишь те традиции, которые вам глубоко симпатичны. И вообще эти традиции можно самим же и придумать – а что мешает?
Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Разместить на своем сайте/блоге анонс статью полностью опубликовать в ЖЖ
Чтобы разместить анонс на своем сайте/блоге, скопируйте этот текст в код страницы (html):
История свадьбы
История свадебного обряда в истории древнего мира Слово «свадьба» имеет древнеанглийские корни и произошло от синонимов «залог, поручительство, обет». Ведь обе стороны приносят клятву соблюдать определённые правила, призванные сделать совместную жизнь яркой, счастливой, долгой. Событие это по праву считается вторым по важности после самого факта рождения. Когда-то, в незапамятные времена, Адам создал из ребра единственную свою женщину — Еву. Только с ней он стал совершенным и мог наслаждаться всеми радостями бытия. С тех пор так и пошло: мужчины по всему белому свету ищут его, это ребро, то бишь свою половинку, чтобы воссоединиться с ней и прожить век дружно и счастливо. В самом начале прошлого века французские археологи в Сузах, столице древнего Элама, обнаружили интереснейшую находку. Это был чёрный столб из базальта с текстом древнейших законов. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Составлены эти законы были ещё в эпоху Хам-мурапи (кон. XX — нач. XVI вв. до н.э.). Ещё с того времени были распространены две формы брака— «по обычаю» и «по покупке невесты». Последний вариант был значительно более распространённым. Денег в те времена, понятно, ещё не чеканили, а своеобразной валютой считалась скотина. Одна невеста стоила от одной до двадцати овец или коров — в зависимости от её внешних данных и благосостояния семьи. Выкуп невесты, например, в Древнем Риме, в уже более позднее время сохранился и имел частую символический смысл и вид. Древний римлянин во время обручения должен был иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала монету. Но вернёмся к законам Хаммурапи. Параграф 128 гласит: «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина — не жена». Писец у городских ворот писал тексты брачных контрактов клинописью на глиняных табличках, которые затем обжигались и хранились на случай возможных в будущем конфликтов. По мере развития цивилизации положение женщины у многих народов улучшалось. Она подчас чувствовала себя таким же членом общества, как и мужчина, и вправе была требовать определённых гарантий при вступлении в брак. Уже в период нашей эры, в 135 году, был составлен документ, найденный археологами в пещере у Мёртвого моря: «...Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар (т. е. приданое) в размере 200 динаров...» Ниже стоят подписи свидетелей. А что же с приданым? Древнейшие договоры? о нём относятся еще к XVII в. до н. э. Установленный порядок женитьбы с приданым мало отличался от того, что существовал при покупке невесты. Браки с приданым существовали и в Афинах и в Египте. Продолжая экскурс в историю свадебных традиций, нельзя не остановиться на таком интересном вопросе, как возраст невесты. Если девочке исполнилось двенадцать с половиной лет, она считалась уже перезрелой. Отдавать дочь замуж следовало в то время, когда родители держат руку на её затылке и пока она ещё не созрела, как полная луна, то есть до наступления половой зрелости. Одним словом — чем раньше, тем лучше! Много детских браков известно в египетских царских династиях. Тутанхамону исполнилось примерно девять лет, когда он женился на Анхе-сенамон, а его невесте — одиннадцать. Еще и сейчас в Индии девочек обручают в младенчестве. Обряд «умыкания невесты» и подлинное ее похищение тоже имеют глубокие исторические корни. Даже боги предпочитали свадьбу с умыканием. Зевс, отец богов, принимал облик различных животных, охотился за женщинами — жертвами своей любви. Гомеровская «Илиада» начинается с похищения женщины: Парис умыкает Елену. Основание Рима связано с «похищением сабинянок». В Спарте, откуда гости-троянцы похитили из дворца жену царя Менелая, вызвав тем самым Десятилетнюю войну, умыкание невест для бракосочетания официально поощрялось. Жених-спартанец должен был похитить невесту, даже если предмет его любви был и без того согласен на брак. Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях многих народов, включая обычай переносить невесту через порог, чтобы обмануть подстерегающих ее демонов. Многочисленные обряды, связанные с ухаживаниями и супружеством, всегда были красивы и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности ритуалам. Они вырабатывались столетиями и имели целью сделать союз прочным и счастливым. Ст�
Анонс будет выглядеть вот так:
История свадьбы
История свадебного обряда в истории древнего мира Слово «свадьба» имеет древнеанглийские корни и произошло от синонимов «залог, поручительство, обет». Ведь обе стороны приносят клятву соблюдать определённые правила, призванные сделать совместную жизнь яркой, счастливой, долгой. Событие это по праву считается вторым по важности после самого факта рождения. Когда-то, в незапамятные времена, Адам создал из ребра единственную свою женщину — Еву. Только с ней он стал совершенным и мог наслаждаться всеми радостями бытия. С тех пор так и пошло: мужчины по всему белому свету ищут его, это ребро, то бишь свою половинку, чтобы воссоединиться с ней и прожить век дружно и счастливо. В самом начале прошлого века французские археологи в Сузах, столице древнего Элама, обнаружили интереснейшую находку. Это был чёрный столб из базальта с текстом древнейших законов. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Составлены эти законы были ещё в эпоху Хам-мурапи (кон. XX — нач. XVI вв. до н.э.). Ещё с того времени были распространены две формы брака— «по обычаю» и «по покупке невесты». Последний вариант был значительно более распространённым. Денег в те времена, понятно, ещё не чеканили, а своеобразной валютой считалась скотина. Одна невеста стоила от одной до двадцати овец или коров — в зависимости от её внешних данных и благосостояния семьи. Выкуп невесты, например, в Древнем Риме, в уже более позднее время сохранился и имел частую символический смысл и вид. Древний римлянин во время обручения должен был иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала монету. Но вернёмся к законам Хаммурапи. Параграф 128 гласит: «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина — не жена». Писец у городских ворот писал тексты брачных контрактов клинописью на глиняных табличках, которые затем обжигались и хранились на случай возможных в будущем конфликтов. По мере развития цивилизации положение женщины у многих народов улучшалось. Она подчас чувствовала себя таким же членом общества, как и мужчина, и вправе была требовать определённых гарантий при вступлении в брак. Уже в период нашей эры, в 135 году, был составлен документ, найденный археологами в пещере у Мёртвого моря: «...Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар (т. е. приданое) в размере 200 динаров...» Ниже стоят подписи свидетелей. А что же с приданым? Древнейшие договоры? о нём относятся еще к XVII в. до н. э. Установленный порядок женитьбы с приданым мало отличался от того, что существовал при покупке невесты. Браки с приданым существовали и в Афинах и в Египте. Продолжая экскурс в историю свадебных традиций, нельзя не остановиться на таком интересном вопросе, как возраст невесты. Если девочке исполнилось двенадцать с половиной лет, она считалась уже перезрелой. Отдавать дочь замуж следовало в то время, когда родители держат руку на её затылке и пока она ещё не созрела, как полная луна, то есть до наступления половой зрелости. Одним словом — чем раньше, тем лучше! Много детских браков известно в египетских царских династиях. Тутанхамону исполнилось примерно девять лет, когда он женился на Анхе-сенамон, а его невесте — одиннадцать. Еще и сейчас в Индии девочек обручают в младенчестве. Обряд «умыкания невесты» и подлинное ее похищение тоже имеют глубокие исторические корни. Даже боги предпочитали свадьбу с умыканием. Зевс, отец богов, принимал облик различных животных, охотился за женщинами — жертвами своей любви. Гомеровская «Илиада» начинается с похищения женщины: Парис умыкает Елену. Основание Рима связано с «похищением сабинянок». В Спарте, откуда гости-троянцы похитили из дворца жену царя Менелая, вызвав тем самым Десятилетнюю войну, умыкание невест для бракосочетания официально поощрялось. Жених-спартанец должен был похитить невесту, даже если предмет его любви был и без того согласен на брак. Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях многих народов, включая обычай переносить невесту через порог, чтобы обмануть подстерегающих ее демонов. Многочисленные обряды, связанные с ухаживаниями и супружеством, всегда были красивы и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности ритуалам. Они вырабатывались столетиями и имели целью сделать союз прочным и счастливым. Ст�
Чтобы разместить статью на своем сайте/блоге, скопируйте этот текст в код страницы (html):
История свадьбы
История свадебного обряда в истории древнего мира
Слово «свадьба» имеет древнеанглийские корни и произошло от синонимов «залог, поручительство, обет». Ведь обе стороны приносят клятву соблюдать определённые правила, призванные сделать совместную жизнь яркой, счастливой, долгой. Событие это по праву считается вторым по важности после самого факта рождения. Когда-то, в незапамятные времена, Адам создал из ребра единственную свою женщину — Еву. Только с ней он стал совершенным и мог наслаждаться всеми радостями бытия. С тех пор так и пошло: мужчины по всему белому свету ищут его, это ребро, то бишь свою половинку, чтобы воссоединиться с ней и прожить век дружно и счастливо.
В самом начале прошлого века французские археологи в Сузах, столице древнего Элама, обнаружили интереснейшую находку. Это был чёрный столб из базальта с текстом древнейших законов. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились.
Составлены эти законы были ещё в эпоху Хам-мурапи (кон. XX — нач. XVI вв. до н.э.). Ещё с того времени были распространены две формы брака— «по обычаю» и «по покупке невесты». Последний вариант был значительно более распространённым. Денег в те времена, понятно, ещё не чеканили, а своеобразной валютой считалась скотина. Одна невеста стоила от одной до двадцати овец или коров — в зависимости от её внешних данных и благосостояния семьи.
Выкуп невесты, например, в Древнем Риме, в уже более позднее время сохранился и имел частую символический смысл и вид. Древний римлянин во время обручения должен был иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала монету.
Но вернёмся к законам Хаммурапи. Параграф 128 гласит: «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина — не жена». Писец у городских ворот писал тексты брачных контрактов клинописью на глиняных табличках, которые затем обжигались и хранились на случай возможных в будущем конфликтов.
По мере развития цивилизации положение женщины у многих народов улучшалось. Она подчас чувствовала себя таким же членом общества, как и мужчина, и вправе была требовать определённых гарантий при вступлении в брак.
Уже в период нашей эры, в 135 году, был составлен документ, найденный археологами в пещере у Мёртвого моря: «...Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар (т. е. приданое) в размере 200 динаров...» Ниже стоят подписи свидетелей.
А что же с приданым? Древнейшие договоры? о нём относятся еще к XVII в. до н. э. Установленный порядок женитьбы с приданым мало отличался от того, что существовал при покупке невесты.
Браки с приданым существовали и в Афинах и в Египте.
Продолжая экскурс в историю свадебных традиций, нельзя не остановиться на таком интересном вопросе, как возраст невесты. Если девочке исполнилось двенадцать с половиной лет, она считалась уже перезрелой. Отдавать дочь замуж следовало в то время, когда родители держат руку на её затылке и пока она ещё не созрела, как полная луна, то есть до наступления половой зрелости. Одним словом — чем раньше, тем лучше! Много детских браков известно в египетских царских династиях. Тутанхамону исполнилось примерно девять лет, когда он женился на Анхе-сенамон, а его невесте — одиннадцать. Еще и сейчас в Индии девочек обручают в младенчестве.
Обряд «умыкания невесты» и подлинное ее похищение тоже имеют глубокие исторические корни. Даже боги предпочитали свадьбу с умыканием. Зевс, отец богов, принимал облик различных животных, охотился за женщинами — жертвами своей любви. Гомеровская «Илиада» начинается с похищения женщины: Парис умыкает Елену. Основание Рима связано с «похищением сабинянок».
В Спарте, откуда гости-троянцы похитили из дворца жену царя Менелая, вызвав тем самым Десятилетнюю войну, умыкание невест для бракосочетания официально поощрялось. Жених-спартанец должен был похитить невесту, даже если предмет его любви был и без того согласен на брак. Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях многих народов, включая обычай переносить невесту через порог, чтобы обмануть подстерегающих ее демонов.
Многочисленные обряды, связанные с ухаживаниями и супружеством, всегда были красивы и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности ритуалам. Они вырабатывались столетиями и имели целью сделать союз прочным и счастливым.
Старинные свадебные обряды славян
Отталкиваясь от исторических документов и народного фольклора можно смело утверждать, что до нас существовали различные способы заключения брака. «Повесть временных лет», датируемая началом IIX века рассказывает об «умыкании» невесты. Более широкое распространение имел самовольный уход девушки к любимому или инсценировка ее похищения по предварительному взаимному согласию. Эти способы в разных источниках имели различные названия: «тихоматная» свадьба, «самоходка», «увод», «выкрад». Все они в основе своей содержали добровольное согласие невесты на брак. Самым же распространенным способом заключения брака считался «сговор», проще говоря «сватовство». Некоторые традиции «купли-продажи», символического выкупа невесты сохранились в свадебных обрядах до сегодняшнего дня. Например, выкуп невесты у брата или свидетелей или символическая продажа ее косы. Различные публичные подтверждения намерения вступить в брак, скажем, рукобитие при свидетелях оглашение помолвки, и последующая свадебная церемония были фактом общественного признания брака.
Есть немало исторических источников, которые подтверждают наличие многоженства, у древних славян. Многомужество тоже практиковалось, но гораздо реже. Встречались и различные формы так называемого пробного брака, когда невеста переезжала в дом жениха, а свадьбу играли только после рождения ребенка. Если брак оказывался неудачным, женщина возвращалась к родителям, получив материальную компенсацию. Вступление в брак было обязательным действием для социальной личности. Одинокие люди подвергались насмешкам и неприязненному отношению. Исключение делалось только для давших обет безбрачия.
В славянской традиции существовало жесткое соблюдение очередности брака. Особенно это касалось женской линии. Из народных сказок и фольклора известно, что младшая дочь не могла выйти замуж раньше старшей. Очень большой редкостью была свадьба со вдовцом (вдовой). Считалось, что овдовевшие люди соединятся в загробной жизни со своим первым избранником. Поэтому, вдовцы и вдовы часто заключали браки между собой. Кроме брака, подразумевавшего переход невесты в дом жениха, случались и браки, когда молодой становился «примаком» в доме родителей невесты. Зачастую такой зять подвергался постоянным насмешкам, его называли «подживотником», «привальнем», даже «молодухой». Будущая жена даже иногда сама сватала такого жениха.
Супружеская неверность осуждалась и каралась во все времена. Мужчину и женщину, уличенных в порочных связях, переодевали в одежду друг друга и водили по улицам на потеху и посмеяние толпы. Для развода требовалось публично разорвать над проточной водой или на перекрестке дорог рушник, одежду или пояс.
Кольцо, замкнутая окружность, и сегодня считается символом брачных уз. В старину молодую пару обводили вокруг дерева или дома. В церкви венчающихся водят вокруг аналоя. Все круглые предметы, использующиеся в свадебных обрядах, давно служат олицетворением соединения двух душ и тел. Венок невесты, свадебный каравай, круглый торт – все это отголоски древних традиций наших предков. Покрывание головы и изменение прически невесты тоже служило символом ее вступления в статус замужней женщины. Все старинные свадебные термины, так или иначе, связаны с кольцом, кругом. Например, «завивало» (головной убор замужней женщины), «верч» (вид свадебного хлеба). «крутить», «повивать» (менять невесте прическу и девичий головной убор на женский), «окрута», «окручаться» (выходить замуж, жениться) и «крученка» (любовная связь). Мы до сих пор говорим «крутить роман», «она его окрутила», даже не задумываясь, что корни этих выражений лежат в старинных свадебных обрядах славян.
Свадьба, даже самая современная и самая городская, оплетена, окутана и пронизана традициями. Свадьба сама по себе - это уже традиция, в свою очередь состоящая из десятков, если не сотен других, помельче традиций, правил, обрядов, примет.
Современная свадьба многое позаимствовала из свадебного обряда славян. Некоторые традиции не прошли испытания временем, другие стали практичнее, наконец, третьи естественным образом вписались в контекст сегодняшнего дня.
Народная свадьба (драма) разыгрывалась по определенному сценарию. Ее участникам давались свадебные чины. Жених и невеста уподоблялись князю и княгине. Близкая родня и почетные гости именовались большими боярами, дальняя родня и гости попроще - меньшими. Обязательными персонажами были: дружка - женатый мужчина, хорошо знавший обычаи, балагур и весельчак; сват и сваха, выполнявшие обрядовые обязанности вместе с дружкой; подженишники и подневестники. Слуги играли роли фонарщиков, свечников, каравайщиков, конюшенного. Нередко приглашались вытница и колдун. Символическим смыслом свадьбы был переход девушки из рода отца в род мужа, то есть под покровительство духов мужнего рода, поэтому, чтобы новая семья была здоровой, плодородной, счастливой, обязательным считалось совершение охранительных обрядов.
Утром в день свадьбы невесту наряжали и причесывали, она прощалась с родителями и подругами. В это время в доме жениха готовились к выкупу невесты. Свадебный поезд - богато украшенные тройки - по пути к дому невесты ожидали препятствия: например, перекрывали дорогу и за право проезда брали деньги. Переговоры с представителями невесты ведет дружка. Он же обычно выкупал косу невесты и место рядом с ней. Для этого дружка должен был отгадать загадки и одарить подружек молодой деньгами, сладостями, лентами. Затем жених занимал за праздничным столом место рядом с невестой, на возвышении, а вокруг рассаживались в соответствии с чинами родственники и гости. Начинался пир.
Венчание имело официальную силу и разделяло свадьбу на две части: в доме невесты и в доме жениха. Сейчас праздник тоже начинается в доме невесты, а после того, как молодые расписываются в загсе, они едут к родителям жениха. Но в былые времена и в том и в другом доме собирались целые пиры, теперь же все ограничено фуршетами. Празднество переместилось в столовые, кафе, рестораны. Повенчаться молодые могут в тот же день, а могут и много позднее, а если не захотят - то и вовсе не венчаются.
Перед отъездом к венцу молодых хлебом и образами благословляли родители невесты, которая должна рыдать и причитать. Невеста ехала с двумя свахами на санях или телеге, жених же скакал верхом на коне и должен был приехать к церкви раньше ее. Свадебный поезд сопровождали певуны и плясуны, а дружка заботился обо всех предосторожностях, охраняя от сглаза, читая молитвы и заговоры. Заметим, что лицо невесты было скрыто за покрывалом вплоть до венчания. После пышного обряда молодых поздравляли, обсыпали коноплей и льном в знак будущего благосостояния. Затем новобрачные отправлялись в дом жениха. На пороге их торжественно встречали хлебом-солью его родители.
Гости рассаживались за праздничным столом. Начинался пир, но только не для жениха и невесты: молодая должна была плакать, выражая тоску разлуки с родителями, обоим нельзя было кушать. Невеста подносила подарки новой родне, а гости одаривали молодых. При этом постоянно требовали целоваться под предлогом того, что кушанье или напитки горьки. Во время застолья происходило "окручивание" невесты: свахи, скрыв ее от гостей куском тафты, расплетали девичью косу, расчесывали волосы гребнем, смоченным в меде с вином, укладывали их в виде кос или жгутов и надевали женский головной убор.
После пира новобрачные провожались в "спальню", роль которой исполняли сеновал, хлев или баня: считалось, что им нельзя провести первую ночь "под землей", то есть почти в могиле, а многие дома имели земляной потолок. С пира они уносили с собой курицу, завернутую в скатерть. Это была единственная для них еда за весь день. Выказывая свою покорность, жена снимала с мужа сапоги, в один из которых он клал деньги в знак того, что будет ее прилично содержать. Наутро молодых "вскрывали". Рубашка жены или простыня свидетельствовали, была ли невеста честной до свадьбы.
На второй день наконец-то разрезали свадебный каравай, испеченный в доме невесты накануне свадьбы, и угощали им гостей. Кроме того, молодые должны были показать свои хозяйственные навыки: отделять деньги от сора, колоть дрова. Также, свои кулинарные способности нередко показывала и сама молодая жена.
В объяснении традиций нет единства и однозначности. Свадьба как большая традиция нам чаще всего нравится: повеселимся, выпьем, деликатесов поедим. Но есть "меньшие" традиции. Это, с одной стороны, хорошо: не надо ломать голову над тем, как эту самую свадьбу устраивать и играть. А вот с другой!.. С какой стати первую брачную ночь надо проводить черти где, да еще и что-то кому-то доказывать? Почему молодожены в загсе обязаны выслушивать ту же самую речь, которую уже раз пятнадцать слышали, гуляя на свадьбах своих друзей?
С чего это невеста будет показывать свои навыки по подметанию пола посредством веника с бантиком и совка если она давно обзавелась отличным моющим пылесосом? И с какого перепугу наш любимец весельчак и балагур дядя Петя, поднимая первый тост за молодых, должен обязательно давиться шампанским, если он принципиально ничего, что слабее 40 градусов, не пьет?
Итак, не все свадебные традиции нам нравятся.
Походя к своим местам за свадебным столом, молодые часто смущенно останавливаются. Проблема такова: с какой стороны от жениха должна сесть невеста? Здесь всего два варианта ответа: либо справа, либо слева.
Вы, наверное, удивитесь, но есть достаточно аргументов в пользу обоих вариантов. Например: справа, потому что на левом боку у мужчин во все времена висело оружие. Слева - чтоб жених "налево" не смотрел. В самом деле, посмотрит жених "налево", а там - невеста. Инцидент, как говорится, исчерпан.
Все утверждения просто неоднозначны. Мы говорили, что с правой стороны у мужчин висело оружие. Да, так оно и было. Но посмотрим, где сейчас оно у современных российских офицеров?
И сами традиции, и их толкование попросту устаревают. Еще есть города, где подарки молодым дарят, немного посидев за столом и приняв - может, за молодых, а может, для храбрости - пару стопок. А есть города, где гости поздравляют и одаривают молодоженов сразу же по их приезду на место проведения торжества. Так что традиции локальны. Даже в соседних деревнях свадьбы иногда гуляют совершенно по-разному.
Свадебные традиции, дошедшие до нас из глубокой и не очень старины частью устарели, частью - противоречивы. Частью - невыполнимы, да к тому же они нам могут просто не нравятся.
Поэтому не криминально использовать в сценарии свадьбы лишь те традиции, которые вам глубоко симпатичны. И вообще эти традиции можно самим же и придумать – а что мешает?
|